-Мумии Чачапойя-
Чачапойя — доколумбова культура, существовавшая в Перу примерно в 900—1470 гг. н. э. Находилась на плато на территории современного департамента Амасонас. Называли себя Воины облаков.
Жители данной культуры создали множество монументальных каменных памятников: Куэлап, Гран-Пахатен, Лагуна-де-лос-Кондорес и др., а также большое количество саркофагов и мавзолеев в труднодоступных местах.
-
Саркофаги, которые были обнаружены на местах поселений чачапойя, являются отличительной чертой древних индейцев. С течением времени такой вид захоронения умерших оказался забыт. Но благодаря найденным 250 саркофагам археологи смогли установить, как хоронили чачапойа. Интересно, что саркофаги находили на расстоянии около 50 километров от города индейцев и были помещены в труднодоступную горную нишу. И это с учетом того, что высота каждого саркофага – 2,5 метра.
Среди саркофагов чачапойя были два их вида: жесткие и мягкие. У входа в пещеру, как правило, древние располагали от четырех до восьми твердых саркофагов. Состояли они из глины, камней и земли. Вместо лиц у них на головах были надеты деревянные маски, у некоторых – даже шляпы. На некоторых имелись сразу два лица – второе располагалось над головой. Так называемое конусообразное туловище было раскрашено орнаментами красно-белого цвета.
Внутри пещеры находились мягкие саркофги. Они представляют собой каменно-глиняные коконы, которые имитировали фигуры людей. Снаружи эти коконы оборачивались несколькими слоями ткани, которая становилась похожа на погребальную одежду. На саркофаги наносили рисунки, напоминающие человеческие лица.
-
Недалеко от города Леймебамба расположено несколько археологических зон, где ведутся раскопки, а также музей. Он находится на территории бывшей общины Сан-Мигель, которую жители покинули в годы эпидемии желтой лихорадки (XVII век). В музейную экспозицию входят древние реликвии, найденные в Лагуне-де-лос-Кондорес. Самые ценные экспонаты — мумии и предметы, найденные в скальных усыпальницах, они были перевезены в музей в 1997 году для защиты от разграбления. Здание для размещения музейной экспозиции было выстроено из камня, дерева и глины в традициях местной архитектуры.
В музее представлено около 5000 экспонатов, 200 из них — хорошо сохранившиеся мумии. Отдельная этнографическая экспозиция посвящена истории района.
В 90-х годах археологический мир потрясло грандиозное открытие - полиция города Леймебамба обратила внимание, что в продаже стали появляться объекты с очевидной исторической ценностью. Как это часто бывает в Перу, «черные копатели» (уакерос) первыми обнаружили Лагуну Кондоров с огромным количеством чульп (мест захоронения Чачапойяс).
Ученым удалось выяснить местонахождение Лагуны, но когда они туда пришли, то обнаружили, что уакерос успели разграбить могилы.
Уакерос искали только драгоценности, все остальное их не интересовало, поэтому разбрасывалось как ненужный мусор. Этот хаос затруднил работу ученым - точно определить, как все было изначально расположено в захоронениях, стало невозможным. Мумии были замотаны в длинные полотна ткани как в кокон и находились в специальных мешках. Уакерос рубили их мачете и вспарывали, чтобы посмотреть, что внутри. Если там не оказывалось драгоценностей, мумию просто скидывали со скалы в воду. Поэтому многие мумии были затоплены в лагуне и потеряны навсегда. (с) Интернет
В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное, бесполое существо на картине Эдварда Мунка "Крик" могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую художник, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена (он сделал с неё серию набросков - см. в альбоме); предполагается, что она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».